Трансмиссия

Коробка передач

Коробка передач (рис. 4.6, 4.7) предназначена для изменения величины крутящего момента двигателя, повышения или понижения скорости мотоцикла. Она состоит из первичного 3, промежуточного 17 валов, вторичного вала-шестерни 7 и шестерен 4, 6, 18, 19, 20, 22.

На первичном валу установлены свободно вращающаяся шестерня 4 третьей передачи и скользящая по шлицам шестерня 6 второй передачи. На боковой поверхности свободно вращающейся шестерни 4 третьей передачи сделаны кулачки, соответствующие кулачкам шестерни 6 второй передачи. Вал 3 вращается на двух опорах, одной из которых является шарикоподшипник 203, а другой - бронзовая втулка, запрессованная во вторичный вал.

Промежуточный вал 17 с четырьмя шестернями установлен на двух подшипниках 202. Шестерня 22 первой передачи и шестерня 19 второй передачи свободно вращаются на валу; шестерня 20 третьей передачи может передвигаться вдоль вала по шлицам: шестерня 18 - неподвижная. Скользящая шестерня 20 третьей передачи имеет кулачки на обоих торцах. Для соединения с этой шестерней свободно вращающаяся шестерня 22 первой передачи имеет окна на боковой поверхности, в которые входят торцовые кулачки шестерни 20.

Вторичный вал-шестерня 7 имеет одну шестерню (основную) выполненную заодно с ним. На боковой поверхности основной шестерни имеются торцовые кулачки для соединения со скользящей по шлицам шестерней 6 первичного вала при включении прямой, четвертой передачи. Вал-шестерня 7 вращается в двухрядном роликовом подшипнике, обойма которого запрессована в картер.

На выходящем из картера конце вала-шестерни 7 установлена на шлицах ведущая звездочка 11 задней цепи.

При нейтральном положении коробки передач связь между первичным и вторичным валами отсутствует и крутящий момент от двигателя на заднее колесо не передается.

Механизм переключения передач (рис. 4.7) состоит из основания 7, поворотного диска 8 с двумя криволинейными пазами и пятью фиксирующими канавками, двух собачек 13, корпуса 6 собачек и двух подвижных вилок 9 и 10. При нажатии на ножную педаль переключения передач, укрепленную на наружном конце валика 4, поводок 5, находящийся на другом конце валика, своим выступом поворачивает корпус 6 собачек. Зубья собачек заскакивают в специальные прорези и проворачивают диск 8, а оси 11 подвижных вилок в это время, двигаясь по криволинейным пазам диска, передвигают лапки вилок в противоположных друг другу направлениях. Лапки вилок, входящие в кольцевые проточки подвижных шестерен 6 и 20 (рис. 4.6) коробки передач, двигают их, включая таким образом одну из передач или нейтраль.

Для предохранения от самопроизвольного переключения передач служит фиксатор 1 (рис. 4.7), входящий в выемки диска 8 под действием пружины 2.

Угол поворота валика 4 переключения передач и передвижения вилок с подвижными шестернями рассчитаны так, что создается возможность последовательного их переключения. Коробка передач заполняется маслом через отверстие в верхней части левой крышки картера. Отверстие закрывается пробкой, имеющей стержень для контроля уровня масла. При эксплуатации мотоцикла нельзя допускать понижения уровня масла ниже метки масломерного стержня,

В нижней части картера есть отверстие, через которое сливается отработанное масло. Оно закрыто резьбовой пробкой 21 (рис. 4.6).

Для предотвращения просачивания масла из коробки передач между звездочкой 11 и правой половиной 5 картера установлено резиновое манжетное уплотнение.

Включение первой передачи производится переводом педали из нейтрального положения вниз. При переводе педали из нейтрального положения вверх включается вторая передача, при переводе педали еще раз вверх - третья передача и еще раз вверх - четвертая передача, Положения шестерен при включении различных передач показаны на рис. 4.8.

Передача от коробки передач на заднее колесо осуществляется втулочно-роликовой цепью (рис. 4.9), соединяющей ведущую звездочку вторичного вала-шестерни и ведомую звездочку заднего колеса.

От попадания пыли и грязи рабочая поверхность закрыта специальными гофрированными чехлами, один конец которых надевается на кожух ведомой звездочки, другой - на картер двигателя. Крайние звенья цепи соединены замком (соединительным звеном). Цепь должна быть установлена так, чтобы соединительное звено разрезанной стороной было направлено в сторону, противоположную движению цепи, иначе неизбежно соскакивание защелки и порча ею защитных чехлов. Пружинная защелка цепи стопорится специальной пластиной.

НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

В коробке передач наиболее часто возникают такие неисправности:

- затрудненное включение передач;

- произвольное выключение передач;

- шум шестерен и удары при работе;

- подтекание масла.

Затрудненное включение передачвызывается нарушением регулировки механизма переключения передач, износом или деформацией вилок переключения, поломкой пружин переключателя. Эти неисправности можно легко обнаружить, если тщательно осмотреть механизм переключения.

Произвольное выключение передачнаблюдается при износе кулачков, их выкрашивании, большом осевом люфте вторичного вала. Люфт вторичного нала определяют путем приложения усилия вдоль его оси. Он легко устраняется с помощью прокладок, помещаемых под наружную обойму подшипника вторичного вала. Более серьезной неисправностью является износ кулачков. Кулачки с закругленными краями действуют под нагрузкой как клинья и отталкивают шестерни друг от друга. Устранить этот недостаток можно путем замены шестерни новой или путем заточки рабочих поверхностей кулачков на тонком наждачном круге с целью придания им формы "ласточкиного хвоста". При заточке необходимо следить за тем, чтобы заточенные поверхности равномерно прилегали к поверхностям кулачков сопрягаемых шестерен. Отремонтированные шестерни работают вполне надежно, но долговечность их намного снижается.

Шум шестерен и стукиобычно возникают вследствие сильного износа или выкрышивания зубьев шестерен, В этом случае шестерни необходимо заменить.

РАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ РЕМОНТА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

Разборка двигателя для ремонта коробки передач необходимо производить в следующем порядке:

- снять головку цилиндра, цилиндр, прокладку основания цилиндра, крышку карбюратора, карбюратор, прокладку карбюратора, рычаги кикстартера и переключения передач, левую и правую крышки картера, генератор;

- разобрать узел сцепления, вынуть шарик и шток сцепления, снять внутренний и наружный барабаны с моторной цепью и звездочкой (резьба гайки крепления внутреннего барабана - левая);

- с левой цапфы коленчатого вала снять шпонку и две шайбы, установленные между звездочкой и подшипником. С первичного вала снять шайбу, опорную втулку звездочки сцепления и регулировочные шайбы, снять вал кикстартера. При снятии вала с зубчатым сектором и пружиной нужно соблюдать меры предосторожности (пружина заведена по часовой стрелке);

- вывернуть 13 крепежных болтов со стороны правой половины картера;

- вы прессовать две установочные втулки в передней и задней части картера;

- осмотреть снятые детали, устранить обнаруженные неисправности или заменить вышедшие из строя детали.

Узел коробки разбирается в следующей последовательности:

- легкими ударами молотка по левому торцу промежуточного вала выпрессовать его и вынуть вместе с шестернями из левой половины картера;

- снять с вилки механизма переключения подвижную шестерню третьей передачи;

-  вывернуть два болта крепления упора вала переключения;

- вывернуть два болта крепления механизма переключения;

- снять механизм переключения вместе с подвижной шестерней второй передачи, валом переключения и упором вала;

- вынуть шестерню первой передачи, фиксатор и пружину фиксатора;

- выпрессовать первичный вал вместе с неподвижной шестерней третьей передачи;

Разборка вторичного вала-шестерни производится в следующей последовательности:

- разогнуть стопорную шайбу;

- отвернуть гайку (резьба левая);

- снять шайбу и звездочку;

- вынуть распорную втулку;

- осторожно, чтобы не растерять ролики, вынуть основную шестерню;

- выпрессовать обойму подшипника основной шестерни в сторону коробки передач;

- вынуть стопорное кольцо и выпрессовать манжетное уплотнение.

Вторичный вал-шестерня, ролики и обойма подшипника не взаимозаменяемые. При выходе из строя вторичного вала - шестерни или подшипника замену производят комплектным узлом. Из половин картера необходимо:

- выпрессовать заглушку, подшипники первичного и промежуточного валов;

- осторожно очистить от бакелитового лака плоскости разъема половин картера.

Для ремонта механизма переключения передач нужно снять с осей стопорные кольца и разобрать механизм переключения. При сборке механизма переключения необходимо регулировочными шайбами обеспечить возможность перемещения вилок вдоль осей в пределах 0,1-0,3 мм. Зазоры проверяют щупом.

СБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Сборка коробки передач производится в такой последовательности:

-  в левую половину картера запрессовывают подшипники первичного и промежуточного валов так, чтобы торец подшипника находился на расстоянии 1 мм от канавки;

- запрессовывают в подшипник первичный вал вместе с неподвижной шестерней третьей передачи;

- ставит шестерню первой передачи ступицей к подшипнику промежуточного вала;

- в корпус фиксатора вставляют пружину и фиксатор;

- устанавливают в нейтральное положение механизм переключения;

- надевают на первичный вал подвижную шестерню второй передачи;

- устанавливают вал переключения;

- в канавку подвижной шестерни второй передачи заводят вилку механизма переключения и одновременно в паз корпуса собачек - поводок вала переключения;

- устанавливают меха ниш переключения и закрепляют его двумя болтами. Болты закрепляют, отогнув края шайб на грани болтов;

- устанавливают упор вала переключения и закрепляют его двумя болтами. Болты контрят, отогнув края шайб;

- заводят концы возвратной пружины вала переключения на штифт упора;

- устанавливают подвижную шестерню третьей передачи на вилку переключения первой и второй передач;

- промежуточный вал с неподвижной шестерней второй передачи вставляют в шлицевое отверстие подвижной шестерни и третьей передачи и шестерни первой передачи. Вал запрессовывают в подшипник;

- регулируют положение первичного и промежуточного валов относительно механизма переключения. Валы установлены правильно, если при нейтральном положении механизма переключении зазоры между кулачками шестерен, включая вторую и третью передачи, находятся в пределах 0,3-0,8 мм. Зазоры проверяют щупом. Шестерни при этом нужно снимать навстречу друг другу;

- в свободное пространство между краем канавки и торцом подшипника устанавливают регулировочные шайбы и стопорные кольца;

- легкими ударами молотка в сторону сцепления до упора допрессовывают первичный и промежуточный валы;

- шестерню промежуточного вала гладким торцом ставят в сторону левой половины картера. Чтобы убедиться в правильности сборки коробки передач, па первичный вал надевают внутренний барабан сцепления и, проворачивая барабан рукой, проверяют переключение передач. Если при плавном отпускании, рычага переключения передач собачки не входят в прорези диска механизма переключении, то необходимо легким ударом молотка отогнуть в нужную сторону штифт упора. Затем в правую половину картера запрессовывают вторичный вал-шестерню с роликовым подшипником.

Запрессовку коленчатого вала производят с помощью приспособления (рис. 4.12). Перед установкой приспособления из наконечника выжимного винта (выжимной винт должен быть ввернут до упора) необходимо вывернуть резьбовую пробку, а наконечник навинтить на левый конец коленчатого кала.

Приспособление относительно картера устанавливают в таком же положении, как при выпрессовке коленчатого вала, но крепить приспособление винтами не обязательно. После этого ввертывают винт с помощью воротка и тем самым запрессовывают коленчатый вал. При этом надо следить, чтобы не было перекоса коленчатого вала.

Если коленчатый вал не был выпрессован из левой половины картера, то при сборке на плоскость разъема левой половины картера надо положить смазанную бакелитом картонную прокладку (прокладку но всасывающем канале не разрывать), поставить правую половину картера, запрессовать установочные втулки и завернуть 13 винтов.

Запрессовку правого подшипника и правого манжетного уплотнения коленчатого вала производят с помощью приспособлений.

Подшипник надо надеть на цапфу коленчатого вала и запрессовать его заподлицо с бобышкой картера. Затем допрессовать подшипник до упора. Свободное пространство между торцом подшипника и канавкой под стопорное кольцо следует заполнить регулировочными шайбами 47x30x0,5.

После этого стопорное кольцо устанавливают разрезом в сторону смазочного отверстия в картере, затем шайбу 47x22x0,5, имеющую выемки на наружном диаметре для пропуска смазки к правому торцу подшипника (такая же шайба установлена между стопорным кольцом и левым манжетным уплотнением коленчатого вала).

Правое манжетное уплотнение коленчатого вала надевают на цапфу пружиной в сторону коленчатого вала и запрессовывают его до упора.

Обойму подшипника вторичного вала-шестерни и подшипник промежуточного вала в правой половине картера следует допрессовать до упора в сторону сцепления, при этом вал-шестерня будет зажат.

Легким ударом молотка по торцу первичного вала со стороны сцепления обеспечивают вращение вторичного вала-шестерни от руки. Продольное перемещение вала-шестерни при этом должно быть не более 0,3 мм. Если между торцом обоймы подшипника и канавкой под стопорное кольцо в картере имеется свободное пространство, то его заполняют регулировочными шайбами 8x29x0,5. Затем ставят стопорное кольцо и запрессовывают манжетное уплотнение. Для этого его надевают па направляющую приспособления так, чтобы пружина манжетного уплотнения после запрессовки была направлена в сторону коробки передач. Манжетное уплотнение запрессовывают до упора ударами молотка по оправке и устанавливают распорную втулку с уплотнительним резиновым кольцом. Уплотнительное кольцо размещается в расточке распорной втулки. Распорную втулку сначала надевают вращательным движением, а затем досылают до упора. На наружном диаметре распорной втулки имеется кольцевая канавка, которую используют при снятии втулки.

На торец подшипника промежуточного вала в правой половине картера надо поставить регулировочные шайбы так, чтобы последняя шайба была заподлицо с краем канавки, установить стопорное кольцо и запрессовать заглушку.

Для этого нужно совместить заглушку с отверстием в картере, причем выемка заглушки должна быть направлена в сторону подшипника.

Срез на оправке совместить со срезом бобышки на картере и ударами молотка по оправке запрессовать заглушку до упора.

На торец распорной втулки следует поставить шайбу. После этого на вторичный вал-шестерню установить звездочку задней передачи, закрепить её гайкой со стопорной шайбой. Край шайбы загнуть на грань гайки.

РЕГУЛИРОВКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Коробка передач нуждается в регулировке если появились рывки при езде на любой из четырех передач. Неисправность, как правило, объясняется малой площадью зацепления и смятием кромок на кулачках шестерен. Не спешите снимать двигатель с мотоцикла - в большинстве случаев можно обойтись и без этого.

Чаше всего рывки возникают при движении на четвертой передаче. Причина неисправности - повышенный осевой люфт (вдоль первичного вала) основной шестерни.

В этом случае нужно действовать следующим образом:

- установить шестерни коробки передач в нейтральное положение;

- снять крышку генератора, вынуть шток выключения сцепления;

- отогнуть загнутый на грань гайки сектор шайбы на зубчатке

задней передачи и отвернуть гайку (резьба левая);

- снять шайбу, зубчатку (можно вместе с цепью) и регулировочные шайбы;

- вынуть распорную втулку с резиновым кольцом и извлечь сальник из картера при помощи специального приспособления. Эту операцию постарайтесь провести аккуратно. Необходимо сохранить сальник:

- вынуть стопорное кольцо и регулировочные шайбы;

- при помощи специальной оправки допрессовать внутрь картера до упора обойму подшипника основной шестерни, как показано на рис. 4.13, обеспечив её легкое вращение.

Осевой люфт шестерни должен быть 0,3 мм. Эта операция также требует аккуратности. Обойму надо допрессовать несильными ударами по оправке: чрезмерное усилие может привести к поломке бурта в левой половине картера. На этом регулировку можно считать законченной.

При сборке не забудьте поставить на место шайбы, снятые в процессе разборки, и дополнительно установить такие же, чтобы заполнить пространство между обоймой и стопорным кольцом. Если рабочая кромка сальника имеет дефекты, то его следует заменить новым.

Не снимая двигатель с рамы, можно устранить рывки второй передачи. Для этого при снятой с основной шестерни зубчатке достаточно снять резино-металлическую заглушку промежуточного вала, вынуть стопорное кольцо и регулировочные шайбы. При помощи оправки (рис. 4.14) допрессовать подшипник 202 до упора, как показано на рис. 4.15.

Затем поставить на место снятые регулировочные шайбы и дополнительно установить такие же шайбы заподлицо с краем канавки под стопорное кольцо. Поставить в канавку стопорное кольцо и на свое место резино-металлическую заглушку промежуточного вала.

Если рывки появляются при включении третьей передачи, их также можно устранить, не разбирая коробку.

Сначала нужно снять муфту сцепления, моторную передачу и механизм кикстартера, затем демонтировать стопорное кольцо подшипника 203 первичного вала и регулировочные шайбы. Легкими ударами молотка через оправку допрессовать подшипник первичного вала до упора, как показано на рис. 4.16.

Установить на место регулировочные шайбы и дополнительными шайбами заполнить зазор до стопорного кольца.

Дальнейшая сборка производится в последовательности обратной разборке.

Если изложенными способами рывки ликвидировать не удалось, значит причиной неисправности является износ кулачков у пары шестерен. В этом случае двигатель мотоцикла снимают и, разобрав его, заменяют изношенные детали. После этого снова потребуется регулировка коробки, но прежде стоит проверить механизм переключения передач, Если на его вилках большая выработка, их также следует заменить. При отсутствии износа на рабочих поверхностях вилок необходимо проверить люфт на осях: он не должен превышать 2 мм. Если люфт больше, нужно поставить дополнительные шайбы под стопорные кольца на оси, обеспечив перемещение вилок в пределах 0,1 - 0,3 мм (рис. 4.17).

Теперь можно приступать к регулировке коробки. При снятой правой половине картера нужно установить шестерни в нейтральное положение и проверьте зазор между кулачками неподвижной (на первичном валу) и подвижной шестерен третьей передачи. Он должен быть не более 0.8 мм, а при сближении шестерен кулачки не должны задевать друг друга.

Если эти условия не выдержаны, нужно:

- снять сцепление;

- вынуть стопорное кольцо у подшипника первичного вала в левой половине картера;

- осаживая подшипник в глубь картера и смещая, таким образом, первичный вал с неподвижной шестерней, установить зазор (не более 0,8 мм) между подвижной и неподвижной шестернями первичного вала.

Далее необходимо проверить наличие зазора между кулачками основной шестерни и подвижной шестерни 3-4-й передач в нейтральном положении. Для этого нужно снять зубчатку с основной шестерни. Осторожно, чтобы не растерять ролики, вынуть основную шестерню из обоймы, выпрессовать сальник, снять стопорное кольцо и регулировочные шайбы. На правый конец первичного вала надеть основную шестерню и проверить наличие зазора между кулачками. Они не должны задевать друг друга. Если касание есть, следует чуть осадить первичный вал.

На этом регулировка закончена. Остается проверить работу коробки передач. Последовательно включите каждую передачу. Коробка будет работать надежно, когда кулачки шестерен полностью входят в зацепление.

Теперь можно собирать её. Прежде всего, нужно вставить регулировочные шайбы и стопорное кольцо подшипника первичного вала в левой половине картера. Собранную основную шестерню поставить на место в правую половину картера. Соединить половины картера и проверить наличие осевого люфта у основной шестерни - он должен быть в пределах 0,15-0,3 мм. Это достигается осаживанием обоймы основной шестерни в глубь картера. Прокрутите в нейтральном положении шестерни. В коробке не должно быть шума от задевания кулачков шестерен. При монтаже сцепления учтите величину смещения первичного вала и компенсируйте ее смещение шайбами, устанавливая их у внутреннего кольца подшипника первичного вала так, чтобы ведущая и ведомая звездочки моторной передачи находились в одной плоскости.

Своевременная и правильно выполненная регулировка коробки передач обеспечивает надежную и долговечную работу всей трансмиссии мотоцикла.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ШЕСТЕРЕН КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛА "ВОСХОД-3"

На мотоцикле "Восход-3" установлена двухходовая четырехступенчатая коробка передач. С начала выпуска мотоциклов класса 175 см3 шестерни коробки имели модуль 1,75 мм. Но если первые двигатели мотоциклов класса 175 см3 имели мощность 5,9 кВт (8 л.с.), то двигатель мотоцикла "Восход-3" имел мощность 10,3 кВт (14 л.с). Поэтому возникла необходимость увеличить запас прочности шестерен передач с учетом дальнейшего повышения мощности двигателя.

Работа по переводу шестерен на модуль 2 мм производилась поэтапно и закончена в сентябре 1974 г. Ниже приводятся сведения о взаимозаменяемости шестерен и времени перехода на каждую пару:

При ремонте коробки передач возможна как полная замена шестерен и валов, так и частичная (попарная) замена шестерен зубчатого зацепления.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить