Электрооборудование

Системы зажигания

В мотоциклах Ковровского завода применялись контактные и бесконтактные (электронные) системы зажигания, состоящие из различных комбинаций приборов (табл. 5.5).

Контактная система зажигания

На Ковровских мотоциклах, начиная с "Ковровца-175А" до "Восхода-3" включительно, использовалась контактная система зажигания с применением 6-ти вольтовых генераторов переменного тока (Г-401, Г-411, Г-421, Г-421А, Г-421Б) и катушек зажигания КМ-01, ИЖ-56 или Б-300.

Система зажигания состоит из обмотки зажигания генератора, прерывателя, конденсатора, индукционной катушки, провода высокого напряжения, радиопомехозащитного устройства, свечи зажигания, центрального переключателя и проводов низкого напряжения (рис. 5.20).

Когда контакты   прерывателя замкнуты, обмотка зажигания закорочена на массу и ток идет по цепи 1: масса - обмотка генератора - прерыватель - масса. Когда контакты размыкаются, ток идет по цепи 2; масса -обмотка генератора - клемма А - красный провод - клемма Н - первичная обмотка индукционной катушки - масса. Если зажигание выключено, то в центральном переключателе клемма 4 соединена с клеммой 3 и ток, минуя первичную обмотку катушки, имеющую сопротивление, через клеммы 4 и 3 переключателя идет на массу.

Приборы системы зажигания. Индукционная катушка Б-300 состоит из сердечника, первичной и вторичной обмоток, корпуса, крышки, стяжных винтов и клемм.

Катушка установлена на металлическом кронштейне, который крепится двумя болтами к раме. К одному из этих болтов подсоединяется клемма массы, поэтому кронштейн рамы должен быть хорошо очищен от краски в месте соединения с кронштейном катушки. Провод высокого напряжения закреплен на выводной клемме катушки с помощью резиновой уплотнительной муфты и гайки.

Неисправная катушка не ремонтируется и подлежит замене. Исключение составляет лишь обрыв провода от клеммы низкого напряжения внутри катушки, что можно устранить пайкой. Не допускается попадание воды на катушку, так как это может вызвать перебои или отказ в ее работе. В случае, если вода все же попала, катушку следует просушить на солнце или в теплом помещении в течение нескольких часов.

К неисправностям провода высокого напряжения можно отнести повреждение изоляции и разрушение центрального проводника, особенно па концах. При повреждении конца провода его следует аккуратно отрезать ножом.

Свеча зажигания(рис. 5.21) состоит из корпуса, изолятора и электродов.

Для бесперебойной работы свечи температура нижней части изолятора (юбки) должна быть в пределах 500 - 600°С. В этом случае происходит сгорание нагара на изоляторе (самоочищение), а цвет изолятора изменяется от светло-серого до светло-коричневого. Если температура юбки ниже 500°С, то на ней отлагается нагар, вызывающий утечку тока на массу (нагар - проводник) и перебои в работе. Если же температура превышает 700°С, то происходит преждевременное воспламенение смеси от раскаленного изолятора - калильное зажигание.

Правильный подбор свечи улучшает работу двигателя, облегчает его запуск и увеличивает мощность. Удачно подобранная свеча, снятая с работавшего под нагрузкой двигателя (не менее 2 км езды со скоростью 80 - 85 км/ч), должна быть сухой и иметь цвет юбки от светло-серого до светло-коричневого.

К неисправностям свечи относится сильное отложение нагара и копоти на юбке, замыкание электродов нагаром или оплавленным металлом (мостик), увеличение зазора из-за выгорания электрода, качка или трещины изолятора. Устраняя мостик или копоть на изоляторе, следует одновременно устранить и причины, вызывающие неисправность, При наличии трещин или качки изолятора свеча заменяется новой, Иногда трещины в изоляторе могут быть незаметными и без нагрузки (при проверке на массу) такая свеча может давать нормальную искру, однако под нагрузкой (в цилиндре) она будет работать с перебоями. Если есть сомнение в исправности свечи, между ее электродам и необходимо установить резиновую пластинку и проверить на искру. У исправной свечи искра будет проскакивать между центральным электродом и корпусом, а у неисправной - через изолятор снаружи или внутри свечи.

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Бесконтактная электронная система зажигания (БЭСЗ) впервые появилась на модели ''Восходам", Этот мотоцикл, как и "Восход-3", оснащался 6-вольтовым генератором Г-427, БЭСЗ с коммутатором КЭТ-1А и катушкой зажигания Б-300Б.

У мотоцикла "Восход-3М" также электронная система зажигания, но обеспечиваемая уже 12-вольтовым генератором 43.3701 мощностью 65 Вт, с блок коммутатором-стабилизатором БКС 261.3734 или 262.3734. Примененная вначале катушка зажигания Б-300Б, постепенно была заменена более совершенной 2102.3705. А с 1990 года на мотоциклы стали устанавливаться более мощные 90-ваттные генераторы 80.3701, работающие в паре с БКС 70.3734 или БКС 1МК-211.

Принцип действия электронной системы зажигания состоит в том, что при вращении ротора в индукционном датчике создаются электрические импульсы, которые при помощи специального коммутатора и высоковольтного трансформатора преобразуются в импульсный ток напряжением до 18 кВ, который подается на контакты свечи зажигания в строго определенные моменты работы двигателя.

Бесконтактная электронная система зажигания обладает хорошими характеристиками в режиме запуска двигателя, мало чувствительна к загрязнению свечи зажигания и обеспечивает надежную работу в диапазоне 300-7500 об/мин. Отсутствие контактов, а также сложных регулировок в процессе эксплуатации сказывается не только на надежности системы, но и значительно упрощает ее техническое обслуживание.

Система БЭСЗ (рис. 5.22) состоит из катушек генератора переменного тока, индукционного датчика, электронного коммутатора (КЭТ-1), высоковольтного трансформатора (катушки зажигания), провода высокого напряжения (вторичная обмотка), подавительного резистора, свечи зажигания, центрального переключателя и проводов низкого напряжения (первичная обмотка).

Электронный коммутатор КЭТ-1 представляет собой тиристорную схему (рис. 5.22) с накоплением энергии в конденсаторе. Схема собрана па печатной плате и размещена в металлическом корпусе, который крепится к кронштейну рамы под седлом.

Рассмотрим принцип действия электронного зажигания на примере электронного коммутатора КЭТ-1. При вращении ротора в обмотке зажигания генератора индуцируется ток, который идёт по цепи: масса - обмотка зажигания - клемма 3 - желтый провод - клемма Г - диод О, - резистор К, - диод Ц - конденсатор С, - клеммы К и Н - первичная обмотка катушки зажигания - масса. (При этом конденсатор С, заряжается). Диод D и конденсатор С, служат для выпрямления и сглаживания переменного тока, а резистор R создает необходимую нагрузку в цепи. Стабилитроны D и D. ограничивают напряжение в цели 150 вольтами - более высокое напряжение пропускается ими па массу. Управляемый диод D (тиристор) не пропускает ток на массу до тех пор, пока на его ключ не будет подан положительный сигнал определенной силы и формы отдатчика.

При прохождении магнита под датчиком в его обмотке возбуждается электрический ток, который идет по цепи: масса - обмотка датчика - клемма Д генератора - зеленый провод - клемма D коммутатора -ключ тиристора D - масса. (Если зажигание выключено, то ток от датчика по фиолетовому проводу поступает через клеммы 4 и 3 центрального переключатели на массу). Как только на ключ тиристора D поступает заданный сигнал от датчика, он открывается и конденсатор мгновенно разряжается на массу через тиристор D. В результате через первичную обмотку проходит короткий и сильный электрический импульс, который индуцирует во вторичной обмотке ток высокого напряжения. Диод D, при разрядке конденсатора С, запирает цепь первую, не давая возможности конденсатору разряжаться через резистор Rг Диод D и резистор R2 предохраняют тиристор D от преждевременного открытия случайными импульсами.

Регулировка

После ремонта двигателя, установки нового генератора регулировку зажигания следует производить в таком порядке: установить поршень в в.м.т.; опустить поршень на 3,0 - 3,5 мм, вращая коленчатый вал за болт крепления ротора против часовой стрелки; ослабить болты крепления статора генератора; повернуть статор в такое положение, при котором паз на роторе совпадает со стержнем сердечника датчика; затянуть болты крепления статора; установить зазор (0,3±0,05) мм между ротором и стержнем сердечника датчика.

Особое внимание следует обращать на тщательную зачистку металла в местах присоединения массы коммутатора и индукционной катушки и на недопустимость биения правой цапфы коленчатого вала. Электронный коммутатор не ремонтируется и в случае отказа подлежит замене.

Порядок проверки электронной системы зажигания

Прежде чем заняться системой зажигания надо убедиться, что неполадки в работе двигателя вызваны именно ею, Поэтому сначала проверяют регулировку карбюратора, состояние воздушного фильтра, выпускной системы, правильность установки момента зажигания.

Неисправность системы зажигания, в конечном итоге, проявляется в том, что на свече нет искры, или она очень слаба, или возникает произвольно.

Поиски начинаются со свечи. Вывертывают ее из цилиндра, надевают наконечник и прикладывают к двигателю ("массе"). Включив зажигание, поворачивают коленчатый вал кикстартером, как при пуске двигателя. Если искра проскакивает между электродами, можно предположить что свеча исправна. Когда электрический разряд идет через корпус свечи на "массу", свеча подлежит замене.

Оценивая качество искры на свече, надо иметь в виду, что мощность ее будет достаточна для поджигания смеси, если разряд образуется между "массой" и высоковольтным проводом (без наконечника), отнесенным от нес на 5-7 мм.

Когда искры нет вообще, или она появляется только при зазоре 1-2 мм между корпусом свечи и "массой" следует заменить высоковольтный провод вместе с наконечником. Если эта замена не восстановит нормальное новообразование, приступают к проверке электрических параметров приборов зажигания.

Для измерения удобнее всего универсальный или автомобильный тестер. Один провод его соедините с указанной в таблице клеммой, другой - с клеммой М (массой).

Следующий этап - проверка зазора между ротором и статором датчика, который должен быть в пределах 0,3-0,5 мм и наличия электрического сигнала на нем. Для этого подсоедините тестер, настроенный на предел измерения 2,5 В, к клемме Д генератора и к "массе". Проверните кикстартером коленчатый вал, наблюдая за показанием прибора. Его стрелка должна кратковременно отклониться до величины 0,5-0,6 В. Если сигнала нет, проверьте надежность контакта между выводом и катушкой датчика. Настроив тестер на предел измерения 10 В, таким же образом определите наличие напряжения на клемме 3 генератора, которое должно составлять 1-2 В. При отсутствии его проверьте контакт между выводами и обмотками зажигания генератора и попутно посмотрите не замыкают ли они па "массу". В таких местах обычно видны черные следы обгорания.

Если здесь все в порядке, проверяются следующие участки и цепи Проверяют наличие сигнала непосредственно на клеммах Д м Г коммутатора КЭТ-1А или клеммах Д и 3 блока Б КС. При исправной электропроводке величины напряжения должны быть такими же, как и на генераторе, Здесь же надо удостовериться в надежности контакта коммутатора с "массой", отсутствие которого вызывает, перебои в работе двигателя. Наконец проверяют катушку зажигания Б-300Б, измеряя честером сопротивление ее первичной и вторичной обмоток. Они должны быть равны - 0,9-1,2 Ом и 5,8-6,2 Ом соответственно. Параметры выходного сигнала на клеммах К коммутаторов КЭТ-1А и БКС 251.3734 можно измерить при помощи специального стенда. В случае, когда все предыдущие проверки показали исправность генератора, датчика и катушки, остается заменить коммутатор.

КОММУТАТОР

Электронный коммутатор КЭТ-1 представляет собой тиристорную систему зажигания, при которой энергия накапливается в конденсаторе. Схема собрана на печатной плате и размещена в металлическом корпусе (рис. 5.27).

Коммутатор предназначен для работы в системе зажигания в комплексе с генератором Г-427 м высоковольтным трансформатором Б-300Б и для получения вторичною напряжения на свече зажигания до 18 кВ при частоте вращения ротора генератора от 300 до 7500 об/мин. Коммутатор установлен в правом инструментальном ящике, причем обеспечено электрическое соединение основание коммутатора с "массой" мотоцикла. Коммутатор имеет три выходные клеммы с буквенной маркировкой на корпусе Г, К и Д. "Массовой" клеммой служит основание коммутатора. Уход за коммутатором в процессе эксплуатации сводится к подтягиванию резьбовых соединений, Необходимо оберегать коммутатор от попадания внутрь него и на клеммы влаги, от резких ударов и воздействия высоких температур, Следует также систематически проверять надежность электрического соединения основания коммутатора с "массой", так как при нарушении этого условия прекращается новообразование на свече. При эксплуатации коммутатора необходимо соблюдать правила техники безопасности, так как напряжение на его клеммах может достигнуть 500 В.

Чтобы проверить коммутатор, надо: отсоединить провода от проверяемого коммутатора, заведомо исправный коммутатор соединить согласно схеме электрооборудования мотоцикла с этими проводами; основание коммутатора соединить с корпусом мотоцикла (создать контакт с "массой"); ключ центрального переключателя 50 поставить в положение 1. Нажатием на рычаг кикстартера (при вывернутой свече) провернуть коленчатый нал двигателя, наблюдая за появлением искры. При нормальной работе системы зажигания с подставным коммутатором неисправный коммутатор надо заменить. Проверка приборов коммутатора может быть произведена только с применением соответствующих приборов. Клеммы электронного коммутатора КЭТ-1 запрещается соединять с корпусом (массой), а клемму Д генератора - с другими клеммами.

Комментарии 

 
+2 #1 гена 25.06.2011 09:51
спасибо за инфо только она маловато чуток
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить